Белый каталог для сайтов посвященных фотографии, графическому дизайну, веб дизайну, flash и 3D графике.
Векторный, растровый клипарт. Исходники. Ресурсы.
Каталог статей, книг, уроков.

Добавить новость Добавить статью Добавить файл Добавить сайт Фотошоп онлайн

Партнеры сайта

Статистика

Времечко

Ваш профиль

Приветствую Вас Гость!
  Регистрация   Вход
RSS

Закладки

Поиск

На сайте можно бесплатно скачать всё, что касается фотографии и графического дизайна. Растровый и векторный клип-арт, шаблоны календарей для фотошоп и календарные сетки в векторе. Персонажи мульфильмов в векторе и в растре для работы в графических программах. Исходники для фотошоп: кисти, текстуры, шрифты. Книги, статьи и видеоуроки по технике фотографии и графическому дизайну.
Введите слово или комбинацию слов
Введите слово или комбинацию слов

Теги

календарь 2012 AI сетка Photoshop векторный клипарт графика фотошоп Школа фон текстура Шаблон персонажи мультфильмов вектор растр PSD png EPS Осень JPG клипарт cdr фотография приемы фотосъемки эротическая Векторная графика техника Клаус Фишер Дизайн Fantasy Шрифты Кисти клипарты рамка детская 3D микки маус цветы букет свадебный фотограф клип-арт Цветочный Фэнтези Картинки скачать бесплатно ромашки цветочные бабочки правовые аспекты Авторское право Изображение Алексей Николаев Винтаж Новогодние Зимние мужские зима лес дети для детей закат романтика небо ретро ноты влюбленные Фото авто дракон фоторамка фотограф бабочка новогодняя Новый год Фоторамки детские женские рамки Свадьба интернет Игрушки Смешарики Eva Любовь розы Сердце акварель маки природа роза скачать шрифты бесплатно корабль девушка котенок рамки-вырезы море окно лето

Статьи-книги-уроки

Главная » Статьи » Фотография и фотоискусство » Разное

Алексей Николаев. Современные реалии черно-белой фотографии. Часть 1

версия 1.12

Часть первая

1. Введение

Данная статья посвящена современному состоянию черно-белой фотографии, современным фотоматериалам и оборудованию. Адресована она в первую очередь тем, кто когда-то увлекался черно-белой фотографией, возможно, снимал "Зенитом” на пленку ФОТО-65 и по ночам печатал в ванной свои шедевры. Вряд ли взыскательный профессионал найдет здесь много нового, целью является помочь разобраться в нынешних реалиях черно-белой фотографии новичкам.

Как сказал классик, "время летит вперед, и мы бежим вместе с ним”, – и вот многие из нас являются владельцами "мыльниц” (а некоторые – и более совершенных зеркальных камер), а цветная фотография стала обычным явлением. Даже ребенок теперь может, нажав кнопку "мыльницы” и отнеся пленку в ближайшую лабораторию, уже через час стать владельцем снимков. Но что-то не так? Все мы с любовью рассматриваем наши старые черно-белые фото в альбомах, а те, кто сам делал ч/б отпечатки, порой грустят по ушедшим временам. Навсегда ли это в прошлом и, быть может, черно-белая фотография уже никому не интересна и забыта? Ответу на этот вопрос и посвящена данная статья.

2. Материалы

Сейчас в продаже при желании можно обнаружить как импортные, так и отечественные фотоматериалы. К огромному сожалению, ассортимент продукции на нашем рынке крайне скуден (по сравнению с западным), порой нельзя купить многих элементарных реактивов, часто фотоматериалы продаются от случая к случаю, но все же положительные сдвиги есть, и это не может не радовать. Пока только фирма Kodak проявляет какую-то активность на профессиональном рынке (создана пока небольшая, но сеть про-центров, проводятся образовательные мероприятия, издается литература), остальные фирмы (Ilford, Agfa) представлены намного хуже, фирма Fuji практически не представлена вообще.

Так как хобби все же предполагает получение определенного удовольствия от процесса и удовлетворения от результата, лучше при возможности пользоваться качественными импортными материалами, а не тратить свое время и нервы на "борьбу” с отечественной химией и пленками. То, на что раньше приходилось тратить порой годы, теперь может быть достигнуто намного проще, быстрее, а главное намного качественнее. Если вы когда-то работали с пленками типа ФОТО-65 и отечественными реактивами, то получите большое удовольствие, испытав современные материалы.

2.1. Пленки

Сейчас не составляет никакого труда купить цветную негативную пленку Kodak, Fuji или Agfa. Продаются ли сейчас черно-белые пленки? Оказывается, вышеперечисленные фирмы до сих пор выпускают черно-белую пленку, более того, даже изобретают что-то новое на этом поприще. Качество современных черно-белых фотоматериалов весьма высоко (речь идет о серьезных фирмах типа Ilford, Kodak, Agfa и Fuji), рассчитаны они в основном на профессионалов, за исключением нескольких пленок, продающихся только на специальных рынках, например Kodak Academy.

Как-то сложилось, что фирма Ilford мало известна нашему любителю, а ведь это одна из самых солидных и уважаемых фирм, которая на протяжении вот уже почти 120 лет верой и правдой служит делу черно-белой фотографии. Вся черно-белая продукция производится в Англии на заводах фирмы.

Рассмотрим современные черно-белые пленки, которые реально можно обнаружить в продаже.

Фирма Kodak выпускает большой ассортимент ч/б пленок. У нас пока доступны: Academy (чувствительностью ISO 200), PLUS-X Pan (ISO 125), PLUS-X Pan Professional (ISO 125), T-MAX Professional (ISO 100, 400 и 3200), T-MAX 400CN Professional (ISO 400, реально от ISO 25 до 800, проявка по процессу C-41), TRI-X Pan (ISO 400), TRI-X Pan Professional (ISO 320).

Ilford выпускает следующие пленки : Delta Professional (ISO 100, 400 и 3200), XP2 400 Super (ISO 400, реально ISO 50-800, проявка по процессу C-41, заменила XP2 400), FP4 Plus (ISO 125), HP5 Plus (ISO 400) и Pan F Plus (ISO 50).

Из Agfa доступны Agfapan APX (ISO 25, 100 и 400).

Из Fuji можно встретить пленки Neopan (ISO 100, 400 и 1600).

Часто можно услышать споры о том, какая пленка (или бумага) "лучше”. Разумеется, совершенно бессмысленно говорить обо всех материалах какой-то фирмы сразу. Качество современных черно-белых материалов таково, что отличия между ними скорее субъективные, либо более зависят от условий обработки (и индивидуальных особенностей обработчика), чем от качества материала, качество при соблюдении условий и сроков хранения у ведущих фирм превосходное без существенных отличий у разных фирм (речь не идет о пленке Kodak Academy). Можно выделить несколько классов пленок, это универсальные топ-эмульсии T-MAX (Kodak), APX (Agfa), DELTA (Ilford) и классические типа Plus-X, Tri-X, HP-5 и пр. Внутри этих классов отличий (объективных) практически не ощутить. Особняком стоит Kodak Technical Pan, так как имеет специальную подложку, не изменяющую свои размеры при намокании и высыхании, и специальную эмульсию.

Особо хотелось бы остановиться на пленках T-Max Professional. Эти пленки сделаны по так называемой технологии T-Grain, которая позволяет получить более мелкое зерно по сравнению с обычными пленками равной чувствительности. Добиться такого результата позволяет использование специально выращенных кристаллов солей серебра особой, более плоской формы, которые к тому же расположены упорядоченно для более эффективного преобразования падающего на эмульсию света. Пленки T-Grain более чувствительны к отклонениям режима обработки. Ilford располагает аналогичной T-Grain технологией, примененной в пленках серии Delta.

Также следует отметить пленку Kodak Academy 200, как выпадающую из ряда. Это бюджетная пленка, которая, по моей информации, изготавливается специально для нашего рынка, ее не найти в западных каталогах. Она самая дешевая из всех упомянутых. Большого смысла снимать на нее нет, т.к. затраты на пленку обычно относительно невелики.

Особого разговора заслуживают пленки Kodak T-Max 400CN и Ilford XP2 400. Это профессиональные черно-белые пленки, которые, однако, проявляются по "цветному” процессу C-41 (и только по процессу C-41).

Kodak T-Max 400CN обладает чудовищной фотографической широтой – ее можно экспонировать от 25 до 3200 единиц ISO при номинале в 400 ед. (при экспонировании как 1600 ед. и выше следует увеличить время проявления, что невозможно при минилабной проявке). Например, вы можете снять один кадр как 25 ед., а соседний – как 800 ед., и с обоих негативов можно будет сделать приемлемый отпечаток. Из-за такой высокой широты пленка очень мягкая, специфичная, ее лучше не использовать для малоконтрастных сюжетов. Зерно, по заявлениям фирмы Kodak (при экспонировании как 400 ISO), такое же или лучше, чем у традиционных черно-белых пленок 100 ед.

Ilford XP2 400 – похожая пленка, однако фирма Ilford не столь оптимистична в заявлениях о широте пленки – рекомендуется экспонировать ее в диапазоне от 50 до 800 ед.

Я бы рекомендовал использовать данные типы пленки (T400CN, XP2 400) только в случаях, когда заранее неизвестны световые условия предстоящей съемки (из-за большой широты фотоматериала), вряд ли стоит все съемки производить на такой тип пленки, т.к. фотограф лишается одной очень важной степени свободы – возможности "играть” режимом проявки пленки (подбирая время проявления, разбавление проявителя, тип перемешивания, и конечно, варьируя сам проявитель). Лично мне кажется, что XP2 400 более резкая пленка и стоит ближе к классическим серебряным эмульсиям, нежели T400CN.

Фирменную документацию по материалам и их обработке можно найти, в частности, в сети Internet. Фирмы Agfa и Ilford предоставляют исчерпывающую документацию практически по всем продуктам, Kodak – по некоторым (видимо, количество таких продуктов будет расти). Рекомендации Agfa на свои и чужие материалы не всегда позволяют получить наилучший результат, с материалами надо экспериментировать или читать, что по этому поводу пишут другие. В любом случае, я бы очень рекомендовал ознакомиться с документацией, так как часто инструкции, прилагаемые к пленке или проявителю, слишком скудны.

Я сознательно не привожу таких технических подробностей, как разрешающая способность пленки и т.п. Сделано это по следующим причинам:

1. информация существует не для всех пленок;

2. не стоит слепо доверять тестам фирмы-производителя;

3. разные фирмы могут тестировать пленки в разных условиях, что делает сравнение результатов бессмысленным;

4. фотография – это не язык цифр. Они далеко не всегда имеют решающее значение, у материала есть душа и цифрами ее не выразить;

5. с разными проявителями одна и та же пленка ведет себя по-разному (не говоря уже о разных режимах перемешивания и т.п.).

Поэтому снимайте и экспериментируйте! Не стоит пытаться сразу перебрать все типы пленок. Лучше обратите внимание на доскональную отработку технологии (в первую очередь, это получение нормально экспонированных и проявленных негативов, стабильность проявочного процесса) для какой-либо конкретной пленки. Если вы будете пробовать все пленки подряд, не разобравшись в тонкостях обработки каждой из них, то можете придти к неверным выводам относительно качества того или иного материала.

Многие перечисленные выше пленки – профессиональные. Что это означает? В первую очередь использование профессиональных пленок предполагает, как правило, более точное определение экспозиции. Возможно, стоит подумать над приобретением отдельного экспонометра для замера падающего и/или отраженного света (это особенно актуально для владельцев "Зенитов”, впрочем, точность отработки экспозиции в этих аппаратах все равно низка). Во-вторых, профессиональные пленки проектировались с предположением, что проявка пленки происходит как можно быстрее после съемки (у Kodak – максимум неделя для профессиональных цветных материалов), а не через полгода или даже год, как порой привык любитель. Так что старайтесь не слишком затягивать с проявкой пленки (не более месяца). Пленка (особенно отснятая) боится перегрева, старайтесь не допускать этого! Я бы рекомендовал после съемки (пока пленка не проявлена) помещать ее в холодильник. Лучше перед тем как начать проявку дать пленке нагреться до комнатной температуры в течение 2-3 часов.

Вообще говоря черно-белые пленки (особенно T-MAX 400CN и ILFORD XP2-400) можно использовать и для печати в минилабе, но при этом учитывайте, что во-первых, сложно будет получить действительно черно-белое фото (т.е. тон, как правило "съезжает”, что впрочем, не всегда плохо), а во-вторых, вы получите совсем не то, что можно изобразить, делая все руками (например, контраст играет в черно-белой фотографии очень большую роль, а минилаб принципиально не позволяет подбирать контраст при печати). Черно-белая фотография – это не фотография, которая не содержит цвета, это то, куда фотограф с любовью вкладывает свою душу на всех стадиях процесса, это живое существо! Поэтому если вас интересует результат больший, чем обезличенные цветные открытки, все следует делать вручную и не спеша, а не искать компромиссных решений типа печати в минилабе. Чудес на свете не бывает, невозможно получить совершенный снимок, не прикладывая к этому усилий.

2.2. Бумаги

Следует разделить все имеющиеся бумаги на два типа : "классические сорта” на баритованной основе (FB-бумаги, бумаги на "бумажной” основе), и на т.н. "полиэтиленовой” основе. Бумаги на полиэтиленовой основе (еще их называют "полиэтилен”, RC-бумаги) представляют собой бумагу, покрытую с двух сторон тонким слоем полиэтилена. Такие бумаги намного проще в обработке, т.к. они:

1. быстрее проявляются, фиксируются, и намного (примерно в 10-15 раз) быстрее промываются;

2. не сворачиваются при сушке;

3. глянцевые сорта не требуют глянцевания.

На самой заре появления RC-бумаг возникли проблемы, связанные с длительным хранением. Работы, напечатанные на полиэтилене и помещенные в рамки со стеклом, которые экспонировались на свету (и только так), через некоторое время разрушались. Как показали исследования, это происходило из-за разложения двуокиси титана, которая добавлялась в RC-слой для придания особой белизны. Двуокись титана поглощала солнечный свет и выделяла кислород, который, проникая через RC-слой, окислял металлическое серебро отпечатка. Если работа находилась в рамке, то кислород стапливался под стеклом и производил свою черную работу. Сейчас эта проблема решена, и производители заявляют, что срок жизни RC-бумаг не уступает классическим сортам. Время покажет. В любом случае очень многие фотографы со стажем печатают окончательные варианты своих работ исключительно на "бумажных” бумагах. Лично мне кажется, что полиэтиленовые бумаги довольно бездушные, хотя на них, несомненно, можно получить очень неплохой результат, к тому же весьма быстро и просто. Вы можете попробовать для простоты начать с полиэтиленовых бумаг, а потом, если захотите, перейдете на классические с "бумажной” основой. RC-бумаги также очень удобно использовать для контактов, пробных отпечатков, подбора контраста и вообще для экспериментов, т.к. они проще в обработке.

Вторым способом классификации бумаг является разделение бумаг на бумаги с постоянным и переменным контрастом. Последние могут менять свою контрастность в зависимости от цвета освещения. Как правило, для этих целей используются специальные наборы цветных фильтров (Polymax у Kodak или Multigrade у Ilford).

2.2.1 Бумаги с переменным контрастом

Раньше любители, как правило, печатали фото на бумаге какого-нибудь одного типа (обычно "нормальной” контрастности), не озадачиваясь индивидуальным подбором контраста к негативу, что неверно в корне, т.к. правильный контраст – один из ключевых моментов ч/б фотографии.

Если вы снимаете не в студии с тщательно выверенным и измеренным светом, то ваши негативы будут иметь различный контраст. Для того, чтобы отпечаток с подобного негатива "смотрелся”, нужно при печати подбирать контраст к каждому конкретному негативу (ч/б отпечаток, исключая особые случаи, должен содержать как максимально светлые участки, так и максимально темные). Быть может, кто-то помнит высказывание: "контрастный негатив должен печататься на мягкой бумаге и наоборот”. Согласитесь, довольно утомительно иметь несколько пачек бумаги разной контрастности, и, в зависимости от контрастности сюжета, использовать ту или иную бумагу. Для того, чтобы преодолеть данное неудобство, были разработаны т.н. бумаги с переменным контрастом. Суть заключается в том, что применяя при печати на одной и той же бумаге специальные цветные фильтры (или меняя цвет освещения негатива с помощью цветной головки на увеличителе), можно изменять контрастность подобных бумаг в огромных пределах (от сверхмягких до особо контрастных). Причем, как показали эксперименты, результат, получаемый на подобных бумагах, ни в чем не уступает классическим сортам бумаг (естественно, сравниваются отдельно бумаги на баритованной и полиэтиленовой основах). Бумаги с переменным контрастом называются мультиконтрастными, впрочем, каждая фирма называет их по-своему, у Ilford это знаменитый Multigrade, у Kodak – Polymax и Polycontrast, у Agfa – Multicontrast. Сразу следует заметить, что, хотя каждая бумага имеет свои особенности, нет принципиальных отличий между бумагами различных фирм. Все они очень хороши. Имеет смысл выбрать ту, которая вам больше нравится и постоянно имеется в продаже, чтобы привыкнуть к одному сорту и работать на нем.

Бумаги также различают по типу основы: либо одинарной толщины (single-weight), либо картон (double-weight).

Конечно, лучше использовать импортные бумаги фирм Ilford, Agfa, Kodak, но если вы по каким-либо причинам не можете их приобрести, попробуйте отечественную бумагу "Славич”.

Некоторые увеличители оснащаются специальными головками для печати на бумагах с переменным контрастом. Как правило, при любительской печати применение таких головок редко оправдано (в первую очередь это дорого), поэтому рациональнее всего было бы использование специальных наборов фильтров для мультиконтрастных бумаг. Практически все равно, набор фильтров какой фирмы вы используете (они отличаются, но, печатая все время на одном и том же наборе, вы все равно получите нужный результат, просто на другом номере фильтра). Хороши фильтры Ilford для укладки в лоток увеличителя. Они сделаны из тонкого пластика и могут быть обрезаны до нужного размера лотка ножницами. Я бы не рекомендовал использовать фильтры Kodak Polymax в варианте исполнения для установки непосредственно за объективом увеличителя (я встречал в продаже только такие). Сама идея помещать какой-либо предмет в оптическую схему после негатива порочна, качество от этого лучше не станет, тем более что на фильтры садится пыль, и сделаны они отнюдь не из высококачественного оптического стекла. К тому же фильтры Kodak дороже и подходят не ко всем типам увеличителей. Кроме того, как правило, крепеж фильтров мешает выставлять нужную диафрагму на оптике.

Всего в наборе 12 фильтров. У Ilford они нумеруются так : 00, 0, +1/2, +1, +1 1/2… +5. У Kodak так: -1, 0, +1/2, +1, +1 1/2… +5. Естественно, фильтры влияют на экспозицию. К счастью, плотности фильтров подобраны так, что использование фильтров 00 … 3 1/2 (-1 … 3 1/2) требует одной экспозиции, а фильтров +4 … +5 – примерно вдвое большей по рекомендации изготовителя (реально для получения позитива нормальной насыщенности иногда надо увеличивать время экспозиции в 4­5 раз на крайних фильтрах).

Нормальному контрасту примерно соответствует фильтр +3. Без фильтра вообще бумага будет иметь контраст примерно +2 … +3. На практике все это очень индивидуально, и зависит от лампы, увеличителя, бумаги и даже напряжения в сети.

3. Проявка пленки

Предполагается, что у вас уже есть бачок и рукав для зарядки, хотя без последнего вполне можно обойтись, производя зарядку под несколькими слоями одеял при задернутых шторах и т.п.

Если есть возможность, лучше купить хороший герметичный бачок с качественными спиралями, это сбережет ваши пленки и нервы, кроме того в описании процессов, режим перемешивания описывается, как правило, именно для герметичных бачков (кол­во переворотов в минуту).

Качественные бачки для проявки производят многие фирмы. Спирали практически всех известных фирм (исключение составляет, например, фирма Jobo) имеют стальные шарики, которые стопорят при зарядке обратный ход пленки, что облегчает зарядку. Спирали большинства фирм взаимозаменяемые (так, спирали Paterson подходят для бачков Jobo), большинство бачков имеет модульную конструкцию и позволяют наращивать емкость заменой одной части и покупкой дополнительных спиралей. Также некоторые фирмы выпускают бачки для 35 мм. пленки для зарядки на свету, но они довольно дороги.

Из продукции фирмы A-P – продаются одно- и двухспиральные бачки, последние могут оказаться полезными при проявке "широких” пленок (т.е. используемых в среднеформатных камерах) или для проявки двух пленок сразу, что экономит время.

Фирма Jobo выпускает большой ассортимент баков, для любителя наиболее интересны баки серии 1500 и бак 9200. Баки серии 1500 универсальны тем, что их вместимость может быть легко наращена путем установки специального недорогого модуля 1530. В одну спираль можно заправлять одну пленку 35мм или две "широких” пленки. Бак 1510 вмещает одну спираль (для проявки широкой пленки он не подходит), 1520 – две. Бак 1540 может обрабатывать до 4-х 35мм пленок сразу. Емкость любого бака может быть наращена путем установки одного или даже нескольких модулей 1530.

Некоторые современные камеры позволяют при обратной перемотке не заматывать "хвостик” пленки внутрь кассеты, так что если на вашей камере есть такая функция, включите ее. Если же ваша камера заматывает "хвостик” внутрь, то придется либо приобрести специальную "открывалку” для кассет, либо "доставалку” хвостиков (разница в том, что устройства первого типа разрушают кассету, выпускают их, к примеру, Ilford, Hama, Jobo), либо же освоить способ открывания кассет руками. Как показывает практика, вполне реально открыть кассету без посторонних приспособлений. После некоторой тренировки становится возможно выполнять такую операцию с легкостью. Для открывания кассеты большие пальцы рук как можно дальше пропихиваются между бархотками, после чего, упершись указательными пальцами в кассету, совершаете "разрывающее” движение. Делать это, разумеется, нужно в полной темноте.

Перед зарядкой в бачок удобно обрезать неровную часть хвостика пленки и подрезать края пленки под углом в 45 градусов. Это облегчит проталкивание пленки внутрь спирали.

Итак, приготовимся к проявке. Нам понадобятся : бачок, рукав для зарядки, ножницы, термометр, растворы проявителя, фиксажа, стоп-раствор, мензурки, дистиллированная вода, шампунь или спец. смачиватель, прищепки для сушки. Проявлять пленку удобно в ванной.

Если вас интересует результат, то необходимо точно выдерживать температуры растворов. Удобно для этого иметь цифровой термометр. Сначала готовится проявитель и доводится до нужной температуры. Лучше использовать для приготовления проявителя дистиллированную воду, она продается в аптеке (в случае использования высококонцентрированных проявителей типа Rodinal применение дистиллированной воды обязательно). В крайнем случае используйте кипяченую воду. Если температура раствора слишком высока, ее можно понизить, опуская в раствор кусочки льда, завернутые в полиэтилен (это делается для того, чтобы талая вода не смешивалась с проявителем и не разбавляла его). После всего этого производится быстрая заливка в бачок проявителя. После заливки рекомендуется несколько раз энергично встряхнуть бачок, чтобы удалить пузырьки воздуха, могущие образоваться на пленке. Режим перемешивания указан в инструкции к проявителю. Обязательно выдерживайте его, т.к. в зависимости от режима перемешивания время проявления может изменяться более чем в два раза. Для лучшего контроля над температурой можно поместить на время проявки бачок в водяную ванну с температурой, совпадающей с температурой проявителя, или перед заливкой проявителя сделать предварительное пятиминутное замачивание бака с заряженными пленками водой нужной температуры (при выливании вода может принимать самые разные оттенки, это нормально). После проявки быстро слейте проявитель и залейте стоп-раствор. Перемешивайте 30 секунд. После вылейте стоп-раствор и залейте фиксаж. Температуры стоп-раствора и фиксажа не так критичны, но все же не следует использовать растворы с температурой, выходящей за пределы 18-24 градусов Цельсия. Если речь идет о химии Kodak, то удобно использовать фиксаж Polymax, он удобен тем, что годится и для пленки, и для бумаги (в разных концентрациях), у Ilford это фиксаж Hypam и т.д. Естественно, можно использовать любой качественный фиксаж любой фирмы (какой найдете в продаже). В качестве стоп-раствора удобно использовать 2% раствор уксусной кислоты. При сильном ослаблении запаха уксуса раствор следует заменить свежим. Выливание/заливание растворов следует производить максимально быстро (здесь очень важна правильная конструкция бачка). Большинство современных фиксажей при одноразовом употреблении не требуют применения стоп-ванны.

Намного более важным, чем фиксаж или стоп-раствор реактивом является проявитель. Из проявителей для пленки наиболее распространены следующие:

Kodak D-76, T-Max, XTOL, Agfa Rodinal. Специфика следующая. D-76 представляет собой порошок, который следует растворять в горячей воде, что не всегда удобно. Долгое время D-76 был самым "стандартным” проявителем, его варианты выпускали (выпускают) все фирмы, производящие фотохимию. Kodak XTOL – представитель нового поколения проявителей (по рекламе), характерен тем, что содержит аскорбиновую кислоту. XTOL – это двухкомпонентный порошковый проявитель, несколько "нехотя” растворяется в воде комнатной температуры. По заверениям Kodak, XTOL дает на 10% более мелкое зерно, чем D-76. Действительно, XTOL дает очень мелкое, специфичное зерно, может быть хорошо подходит для пуш-процессов. Однако XTOL не позволяет получить высокую резкость (по крайней мере на T-MAX 100 и Delta 100), так что учитывайте это, если захотите его использовать. XTOL снабжен прекрасной документацией (только почему-то фирма Kodak поленилась всю эту информацию приложить к упаковке, на последней описано далеко не все), описаны стандартные, а также пуш- и пулл-процессы практически для всех пленок. Проявитель можно использовать в разбавлении водой до 1:3 (производя коррекцию времени проявки). Kodak T-Max – жидкий проявитель, хорошо подходит для пуш-процессов. Rodinal – проявитель, которому более 100 лет. Он удобен тем, что дешев, и одноразовый (т.е. отработанный раствор выливается), а также тем, что при разных разбавлениях он работает по-разному, это его свойство часто используется. Вообще при разбавлении характеристики любого проявителя меняются, как правило он работает мягче, дает чуть большее зерно и резкость. Rodinal обычно используется в разбавлениях 1:25 и 1:50, иногда 1:100. Для приготовления раствора необходимо точно отмерять концентрат с помощью мензурки или хорошего шприца.

Как показывает практика, не все сочетания пленка/проявитель дают хорошие результаты, например, Rodinal в сочетании с T-MAX дает ухудшение резкости и увеличение зерна, в то же время Rodinal в сочетании с AGFA Pan дает превосходные результаты как по резкости, так и по зернистости. Пленку Kodak Academy вообще нельзя проявлять Родиналом, т.к. при этом получается слишком большая зернистость изображения.

Температура и разбавление (если используется разбавленный проявитель) должны быть такими, чтобы время проявки превышало 5 мин, иначе трудно получить стабильный результат.

Проявители Kodak D-76, T-MAX, XTOL (неразбавленный) – многоразовые. Т.е. один и тот же раствор можно использовать несколько раз, корректируя время проявления в большую сторону. Однако получать при этом стабильные результаты затруднительно, так как требуется коррекция времени проявления, а истощение раствора зависит от многих факторов, так что по возможности надо стремиться к одноразовому использованию химикатов для стабильно высоких результатов. Также важно заметить, что если интересует наивысшее и главное стабильно повторяемое качество негативов, очень важно использовать только свежие растворы, несмотря на все рекомендации по хранению растворов их качество от времени падает непредсказуемо.

Если вы работаете с разбавленными проявителями, особенно с Kodak XTOL, то следует рассчитать, хватит ли проявителя для проявки всех пленок в данном объеме бачка (так, для XTOL официальная норма 200 мл. неразбавленного проявителя на пленку). Более подробно о использовании разбавленного XTOL в баках небольшой емкости можно почитать в Internet: http://www.jobo-usa.com/jobofoto/bulletins/xtol.htm.

Пленки Kodak T-MAX ("родственники” Delta и APX аналогично) и здесь имеют специфику. Пленка содержит маску красно-розового цвета, которая частично вымывается проявителем (как правило, отработанный проявитель бывает окрашен). Однако не всегда после фиксирования даже при длительной промывке маска вымывается до конца (фирма Kodak пишет, что некоторый остаточный розовый тон допустим). Можно посоветовать отфиксировать пленку столько времени, сколько указано в инструкции, открыть бачок и после дофиксировать на свету до тех пор (не забывая помешивать), пока розовая маска почти или полностью не "слезет”. Если вы всегда будете использовать свежий фиксаж, то, скорее всего, никогда не столкнетесь с этой проблемой.

После фиксирования можно начинать промывку. Промывать следует хотя бы полчаса. Вода может быть проточной или стоячей (при этом надо периодически наливать-выливать ее). После этого сливается промывочная вода, и заливается дистиллированная вода (делается это для уменьшения вероятности возникновения пятен от высыхающей воды на негативе). В воду добавляется капля шампуня. Следует аккуратно перемешать, выждать несколько минут, потом вывесить пленку для сушки в непыльном месте. Если вода плохо сливается с пленки, можно применить специальные "щипцы” для съема лишней влаги фирмы Jobo (или аналогичный инструмент, например, фирмы A-P) или какой-либо подходящий подручный материал (типа размоченной и отжатой замши). Будьте осторожны, размокшая эмульсия очень нежна! После высыхания пленка режется на куски (как правило, по 5 или 6 кадров) и раскладывается в сливеры для хранения. Сливеры удобно подшить в специальный альбом.

Если вы используете фирменные бачки Jobo или Paterson, то промывку можно сильно упростить путем применения специально предназначенных для этого приспособлений. У Jobo такое приспособление называется Jobo Cascade. Оно представляет собой резиновую трубку с расширяющимся наконечником для надевания на кран с одной стороны, а с другой стороны заканчивается неким подобием водоструйного насоса. Этим концом устройство присоединяется к баку. Вода из крана поступает под давлением в «насос», где смешивается с воздухом (давление воды устанавливается по специальным рискам) и эта водо-воздушная смесь поступает в бак. Пройдя внутри трубки, на которую крепятся спирали, смесь поднимается вверх, эффективно промывая пленку. Фирма Jobo гарантирует промывку архивного качества (т.е. для длительного хранения) в течение 5 минут.

Следует отметить, что производитель дает время проявки пленки для какого-то "стандартного” по его мнению бака (обычно герметический бак малой емкости). Это время следует использовать как отправную точку для экспериментов, т.к. на самом деле все баки отличаются друг от друга, и, если вы хотите получить наилучший результат, то следует подбирать время проявки под ваш конкретный бак. Производитель обычно приводит время проявки для сухой пленки, поэтому, если вы практикуете предварительное замачивание, придется скорректировать время проявки в ту или иную сторону. По непроверенным данным Kodak предоставляет информацию по проявке пленок для печати на увеличителях с диффузной головкой, а ILFORD – для конденсорных увеличителей. Увеличитель с диффузной головкой требует более контрастных негативов, а конденсорный – менее контрастных. Так что если у вас конденсорный увеличитель и вы используете рекомендации Kodak, то скорее всего вам понадобиться уменьшать время проявки по сравнению с указанным.

Классик Ansel Adams рекомендовал так проявлять негатив, чтобы он печатался на бумаге приблизительно с номером 2 (т.е. на фильтре +2). Так что если вы видите, что большинство ваших работ печатаются на фильтрах с номерами ниже +2, скорректируйте время проявки в меньшую сторону, и наоборот.

3.1 Пуш- и пулл-процессы

Часто бывает так, что у фотографа оказалась пленка "не той” чувствительности, а съемку производить надо. Или просто нужна очень чувствительная пленка (скажем, 25000 ед.) В таких случаях поступают следующим образом. Пленка экспонируется с желаемой чувствительностью (например, пленка 400 ед. экспонируется как 1600), после чего производится проявка с измененным режимом. Если пленка экспонируется ниже номинальной чувствительности, то производят ее недопроявление, укорачивая время обработки и/или снижая температуру. Это называется "пулл-процесс”. И наоборот, если пленка экспонируется выше номинальной чувствительности, то производят ее перепроявление, удлиняя время обработки и/или повышая температуру. Этот процесс называют "пуш-процесс”. Точные времена и температуры должны быть описаны изготовителем пленки или проявителя. Если вы будете использовать подобные приемы, то учитывайте, что при пулл-процессе контраст негатива будет ниже нормального, а при пуш-процессе – выше. При использовании пуш-процесса зерно будет расти. Естественно, что использовать для пуш- или пулл-процессов лучше пленки, имеющие по возможности наиболее близкую к требуемой чувствительность (если не требуется спецэффектов типа подчеркнутого зерна и т.п.).

Часть вторая

Часть третья


Источник http://www.an-photo.ru

Похожие материалы на сайте по ключевым словам

Категория: Разное | Добавил: goga (09.01.2012) | Автор: Алексей Николаев W
Просмотров: 1826 | Теги: Алексей Николаев, черно-белая фотография | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]